НОВАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кофырин Николай Валентинович: "Странник"
своих слов. А не можешь говорить
правду, молчи!
-- Я заставлю их
задуматься! Я остановлю это безумие!
Я спасу мир от гибели!
Мужчина покачал
головой и отошёл.
-- Как? -- спросил
Дмитрий. -- Тем, что будешь
шантажировать?
-- А как мне ещё
убедить тех, кто не хочет слушать, кто
наплевал на чужое мнение, наплевал на
меня, для кого главный аргумент сила!
-- Хочешь остаться в
истории?
-- Плевал я на историю.
Я сам и есть история. Дело не в мыслях
и не в поступках человека, а в его
чувствах, в его страстях! Не знаю, что
руководит мною, но это сильнее меня.
Может, это судьба моя?
-- А что такое судьба?
-- Наверное,
неизбежность! Возможно, в том и
состоит моя судьба, чтобы остановить
творящееся безумие. Нужно остановить
поток лжи и насилия, что-то
противопоставить этому произволу,
нужно сказать людям правду!
-- А смерти не
боишься?
-- Нет. Пусть убьют.
Умереть легче, чем жить
бессмысленной жизнью. Я даже хочу
умереть. Только верю, верю, что Бог
покровительствует мне!
-- Но ведь могут
погибнуть люди!
-- И я погибну.
-- Но они же ни в чём
не виноваты!
-- А в чём виноват я?
-- Да, в мире нет
виноватых. Но если так, то тогда никто
ни за что не отвечает, и всё
предопределено.
-- Нет, мы все
виноваты в происходящем!
-- Надо прощать.
-- Прощать? Люди
мстят, и это справедливо! Месть
справедлива!
-- Но вряд ли
необходима.
-- Необходима! Там где
месть существует, там и убийств
меньше -- это факт! Ибо если нет
справедливости в этом мире, то пусть и
мира этого не будет! Ведь если всё
совершается ради денег, значит, тогда
нет ничего, ничего, кроме... то есть
вообще ничего! Пустота! Никакого
смысла. Вот в чём ужас! Наедине с
таким кошмаром не выжить! Мы все
исчезнем, исчезнет и Земля, и Солнце, и
Вселенная; всё когда-то кончается. И
так ли уж важно, произойдёт это раньше
или позже. Важно, имела ли смысл наша
жизнь, и вся эта история под названием
цивилизация, и само существование
Вселенной?
-- Тогда ради чего
суетиться, стараться, стремиться к
чему-то, мучиться, если жизнь конечна?
-- спросил Дмитрий. -- Не проще ли в
таком случае вообще ничего не делать и
умереть?
-- Я не знаю, что за
сила управляет мной, но я не могу
иначе!
-- Мы все зависим от
этой силы и подчиняемся ей, --
вмешался в разговор учёного вида
мужчина, -- и не важно как она
называется: судьба или Бог. Важно то,
что она подчиняет нас, и мы реализуем
себя, как ей это угодно. Что-то
заставляет стремиться к власти, славе,
успеху, богатству -- этим, казалось бы,
совершенно чуждым природе явлениям.
-- Что же движет нами?
Какова эта сила? -- спросил Дмитрий.
-- Историю создают
герои! -- воскликнул парень.
-- Но что движет ими? --
сказал мужчина. -- Слава? Да, и это
тоже, но главное -- при всём различии
мотивов, они осуществляли себя, они
поступали, как диктовала им их
внутренняя необходимость, -- они были
собой! Они поступали не ради выгоды, а
потому что не могли иначе!
-- Но разве они не
подчинялись объективной
необходимости?
-- Да, ими управляла
необходимость. Но не столько внешняя,
сколько внутренняя -- желание
осуществить себя. Лучшее из того, на
что способен индивид -- это быть самим
собой, то есть жить в соответствии со
своим предназначением; в этом
заключено его счастье и его удача. А
если не быть собой, то и удачи не будет,
и счастья не сыскать. "Каждому --
своё", как сказано в Библии.
Откуда берутся честолюбие, тщеславие,
смелость? Вот нет у меня этого, так я и
не лезу, нечего мне осуществлять. А у
выдающихся личностей было, и они
творили историю, в то время как я
историю лишь записываю.
Дмитрий с уважением
посмотрел на собеседника.
-- Каждый поступок это
выбор! Когда человек выбирает не себя
-- он несчастлив, когда себя -- счастлив
даже в самых тяжёлых условиях. Все
мои предпочтения были выбором себя,
даже когда я ошибался.
-- Но почему люди,
зная уроки истории, всё равно
наступают на грабли? -- спросил
Дмитрий.
-- Они не могут
поступить иначе, эта необходимость
предопределена всем предыдущим
ходом событий. В качестве примера
можно взять любую войну.
-- История -- это
собрание мифов! -- категорично заявил
парень. -- Сплошная мистификация! Она
напоминает мне испорченный телефон.
Мы знаем только то, что переписано
неоднократно другими, и чему можно
только верить. Но почему я должен
верить? А вдруг они ошибаются? Может
быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в
истории, опираясь на известные нам
факты, но появление новых фактов
заставляет по-новому взглянуть на
закономерность исторического
процесса. А ложь историков, демагогия,
дезинформация?.. А эти бесконечные
переписывания истории в угоду
правителям?.. Уже трудно понять, где
правда, а где ложь. Но главное мотивы,
мотивы! А их-то и не знает история!
-- Но история
занимается фактами.
-- А на деле их
интерпретацией. Да, факты есть, но
никто не может знать истинных причин,
побудительных мотивов. Одним словом,
историю сочиняют историки. И никакого
смысла в истории нет!
-- Просто ты его не
видишь.
-- А если бы видел, то в
чём этот смысл? Что мы видим в
прошлом: череду бессмысленных и
неизбежных войн?
-- Ты полагаешь, что в
прошедшем нет никакого смысла?
-- Смысл истории
предполагает наличие цели, какой-то
закономерности человеческого
существования. А какая может быть
цель, если рано или поздно все мы
умрём, пусть не с планетой вместе, то
уж, наверняка, со смертью нашего
солнца, или с галактикой нашей, или уж
со всей Вселенной? История имеет
начало и имеет конец. Что же могу
поделать я? Ничего! Какое для меня
история имеет значение, если всё
происходит помимо моей воли? Я всё
понимаю, но поделать ничего не могу, а
те, кто вроде бы делает историю, вряд
ли понимают, что творят, судя по их
политике. Тот, кто знает историю,
скажет только одно: история
повторяется, и она ничему не учит!
-- И всё-таки смысл
есть! -- сказал историк. -- Во всяком
случае для тех, кто видит, что всё
повторяется: можно выявить
закономерность и предсказать события.
-- Это заблуждение.
Хотя меня история интересует именно с
точки зрения понимания настоящего и
предвидения будущего.
-- Но если всё
повторяется и ничего по сути не
меняется, то в чём же тогда может быть
смысл истории? -- спросил Дмитрий. -- И
вообще, есть ли в существовании
человечества какой-либо смысл?
-- Смысл жизни
человечества это и смысл жизни
человека; и наоборот, смысл жизни
человека это смысл жизни
человечества. Внешне жизнь меняется,
а по сути, остаются всё те же проблемы:
любовь, ненависть, предательство и
жертва.
-- Смысл истории
скрыт в душе человека, в моей душе! --
воскликнул парень. -- Это судьба
человечества, судьба моего народа, моя
судьба!
Учёный собеседник
невозмутимо продолжал:
-- Эллины
рассматривали историю как круговорот
и были полностью покорны судьбе,
исходя из представления о
законченности и гармоничности мира.
Иудеи рассматривали историю как
драму, ведущую к определённой цели.
Индусы считали, что всё величие
духовной жизни раскрывается лишь в
индивидуальной глубине человеческого
духа. Человеческая история -- это
история воплощения идей, история
духовной жизни личностей, народов,
цивилизации. Христос, Будда, Магомет --
их духовная жизнь определяла и
определяет и жизнь человечества. Не
было бы видения Магомета, не было бы
просветления Будды, не было бы
распятия Христа, -- какой была бы
история? Определённо, мир был бы
иным!
-- Значит, всё могло
быть иначе?
-- История идёт по
неизбежному и необходимому пути, где
случайность не меняет закономерности
движения и направления.
-- По-вашему, значит,
история предопределена?
-- По сути, да. В
конечном итоге победа принадлежит
тому, в ком жажда справедливости
сильнее страха смерти!
-- Что же такое есть
справедливость, если ради неё люди
готовы жертвовать самым дорогим --
своей жизнью?
-- С Платона и по сей
день спорят о том, что такое
справедливость. Это ключевой вопрос
устройства мироздания! Для меня он
своего рода компас. Справедливость --
то, что измеряет всё. И если существует
Высшая Справедливость, то и в истории
есть смысл.
-- А если наша история
закончится в результате войны или
космической катастрофы, то в чём тогда
может быть смысл человеческой
цивилизации? История тогда лишь
история, когда известен конец, а когда
неизвестен -- это просто жизнь. Какой
смысл в неоконченном процессе?
Никакого! Если и есть смысл в
процессе существования человечества,
то лежит он за пределами самого
человечества, так же как и смысл
существования аквариума, где плавают
рыбки.
-- И для рыбок, и для
владельца аквариума смысл един -- он в
процессе плавания рыбок. Смысл --
категория процесса, а не результата,
причём категория трансцендентная,
процесса метафизического. Смысл --
это некая закономерность. И он во
всём!
Если смысл истории
существует, то он в каждом шаге, в
каждой мысли, и только сейчас. Смысл
этот в необходимости жить! Это общее в
жизни человека и Вселенной. День -- это
целая жизнь, история в миниатюре:
зарождение, активная деятельность,
засыпание. Каждый день моей жизни не
бессмысленен. За день можно сделать
столько, сколько не сделаешь за всю
жизнь. Но смысл этого дня не в нём
самом, а в тех деяниях, которые
отразятся на других людях. Вот сотворил
я сегодня доброе дело. Разве смерть
сию минуту сделает этот день
бессмысленным? Никак!
Смысл -- категория не
внутренняя и не внешняя, а, правильнее
сказать, сквозная! Он пронизывает всё,
присутствует везде и един для всего, Он
связывает всё своим единством. Этот
Смысл, или Принцип, с необходимостью
осуществляется, и потому по сути своей
это Закон. А вот что именно
осуществляется? какое желание, какую
потребность испытывает всё живое и
неживое? Я полагаю -- быть собой,
осуществлять себя в полной мере в
соответствии со своим
предназначением! Этот закон единый
для всего, универсальный принцип
существования! Он осуществляется с
неизбежностью как необходимость, и
для человека, и для человечества.
-- Я песчинка в
пустыне тысячелетий. Пришёл и уйду --
никто не заметит! Какое мне дело до
человечества?
-- Жизнь человека и
жизнь человечества имеет общую
причину, цель, смысл! Каждый человек
рождается там и тогда, где он в
наибольшей степени может и должен
реализовать себя, где он необходим!
Земля вдруг
содрогнулась. Оглушительный грохот,
облака пыли.
-- Что, что случилось?
-- Опять, наверное,
теракт.
-- Но зачем?
-- Ты у террористов
спроси, зачем?
"Вот оно --
неоспоримое достоинство постоянной
готовности к смерти, -- подумал
Дмитрий. -- Как тут не думать о смерти,
когда она может случиться каждую
минуту, каждую секунду!"
Он подбежал к месту
трагедии. Здание станции
метрополитена всё в облаках пыли... на
ступеньках валяется чья-то голова...
двое женщин буквально разрублены
пополам плитой... ещё одна плита
придавила мальчика лет пяти. Боль!
Крики! Стон! Мат! Вой! Визг! В страхе
разбегающиеся люди!
"Зачем это?
Зачем?! Кому это надо? -- Дмитрий
испытал отвращение ужаса. -- Зачем
кто-то пожертвовал своей жизнью,
принеся в жертву десятки других
жизней? Ради чего? Или Почему?"
-- Проклятые
террористы! -- в истерике кричала
пожилая женщина. -- Это безумцы! Нет,
хуже, это кровавые звери! Их надо
уничтожать как бешеных собак!
-- А они будут
уничтожать вас! -- возразил седовласый
мужчина. -- Почему никто не хочет
задуматься о причинах терроризма, что
побудило террориста пожертвовать
своей жизнью и жизнью других людей?
-- Чего тут ещё
разбираться! Нечего и думать!
Уничтожать их надо без размышлений!
-- Ставка на силу не
даст желаемого результата, -- прокричал
седовласый мужчина. -- Терроризм
будет всегда, пока власти будут решать
проблемы с помощью силы. Всегда
найдутся люди, оскорблённые и
обиженные обществом, которые ради
справедливости готовы пожертвовать
своей жизнью, и даже жизнью других
людей. Любой теракт это акт возмездия.
Никто не может безнаказанно творить
зло. Не надо решать конфликты силой,
не надо доводить до ненависти. Месть --
цепная реакция насилия. Её не
остановить. Насилие порождает только
насилие -- старая истина, но она никого
не учит.
-- Нужно уничтожить с
корнем это зло, и всё тут! -- с гневом
прокричал пожилой мужчина.
-- Поймите вы,
терроризм не остановить! И от него
невозможно защититься. В оружие
может быть превращено всё, что может
гореть и взрываться, -- продолжал
доказывать седовласый мужчина. --
Терроризм есть следствие ошибочной
политики насилия. Это власть
порождает терроризм своими
несправедливыми действиями!
-- Простые люди
всегда расплачиваются за ошибки
власти, -- заметил Дмитрий.
-- Террористы - самые
честные люди, -- заметил молодой
парень. -- Они что провозглашают, то и
делают!
-- Это сумасшедшие! --
гневно возразила пожилая женщина.
-- А, может быть, они
дело предлагают, только их никто не
хочет услышать.
-- Да это отморозки!
Не о чем с ними разговаривать, их надо
уничтожать как бешеных собак!
"Они не
понимают! не хотят понимать! они не
хотят думать! Им нужен враг, козёл
отпущения, оправдание политике
силы!"
-- Силой покончить с
терроризмом невозможно! Это
проблема нарушенной справедливости.
Террор - последнее средство для тех,
чьи доводы не учитываются. Вчера, не
помню в какой-то стране, в здание
парламента ворвались трое
вооружённых террористов. В результате
были убиты председатель парламента,
его заместитель и несколько депутатов.
Террористами оказались бывший
учитель, бывший журналист и бывший
охранник. Нет, они не ставили целью
государственный переворот, они
требовали прямого эфира, хотели
привлечь внимание к положению
народа.
-- Взрывы, поджоги,
это всё выборы виноваты!
-- Да они специально
организовали взрыв, с целью
спровоцировать войну, чтобы поставить
у власти своего человека.
Подошёл милиционер.
-- Вы тут не стойте, --
сказал он строго. -- А то кирпич может
упасть и убить.
-- Ну и пусть убьёт.
Хоть отмучаемся. А то разве это жизнь?
Нет, это не жизнь, когда кандидат наук,
подполковник вынужден газетами
торговать, чтобы с голода не подохнуть.
Когда Дмитрий раздал
все газеты и возвратился к штабу,
перед входом он увидел толпу людей.
-- Лидера партии ждём,
-- объяснил кто-то.
Дверь открылась, и
охрана стала рассекать толпу, образуя
проход. Из здания вышел улыбающийся
мужчина и стал подписывать
протягиваемые ему брошюры. Улыбка
не сходила с его лица, словно он спал с
нею.
Увидев у стоящего
рядом парня две брошюры, Дмитрий
выпросил одну, и обратился к кандидату
в президенты:
-- Будьте любезны,
подпишите и мне.
Лидер партии поставил
автограф, взглянул Дмитрию в глаза и
пожал руку. Рука у него была хорошая,
тёплая, мягкая. "Положительно
заряжен, -- почувствовал Дмитрий. -- Вот
только силы в нём недостаточно.
Слишком честный для власти".
Лидер партии сел в
машину и уехал. Толпа схлынула.
В штабе, возле места,
где выплачивали деньги, стояла
большая очередь.
-- Платят меньше
обещанного, -- пожаловалась стоящая в
очереди старушка. -- Обещали премию
дать, да так и не дали.
-- Посредники себе
разницу берут, -- объяснил кто-то.
Получив деньги,
Дмитрий неожиданно столкнулся с
давним знакомым, который теперь был
депутатом высшего законодательного
органа страны.
-- Привет, -- первым
поздоровался депутат. -- Ты что здесь
делаешь?
-- Да вот, помогаю.
-- Так вступай в нашу
партию.
-- Мне симпатичны
принципы вашей партии, вот только
обидно, что некоторые функционеры
работают исключительно ради денег, а
не ради убеждений, и, вдобавок,
присваивают часть денег.
-- А ты бы не мог
написать мне от своего имени записку
обо всех творящихся здесь нарушениях?
-- Нет, пожалуй, не
смогу, -- уклонился Дмитрий. "Он
просит написать донос на своих
же!" -- Наверное, надо быть
большим циником, чтобы идти в
политику?
-- Не больше, чем
везде. В политике самое главное
правило -- это отсутствие всяких правил.
-- Депутат многозначительно улыбнулся.
-- Вообще-то, я за законность, но
обстоятельства вносят свои
коррективы. Всё определяется
политической необходимостью и
целесообразностью.
-- А как же принципы?
-- В этом и состоит
главный принцип! -- Депутат сделал
умное лицо. -- Кстати, ты, помнится,
юрист. Разработай мне законопроект.
Плачу сразу. Наличными. А то,
понимаешь, выборы скоро, надо
отличиться...
Дмитрию польстило
такое предложение.
-- Нет, вряд ли у меня
получится. Законы ведь надо открывать,
а не придумывать.
-- Однако без законов
не обойтись. Закон -- это прежде всего
необходимость порядка.
-- Законы должны
устанавливаться не по прихоти властей,
а отражать закономерности
человеческого общества и человеческой
природы.
-- Наши законы -- всего
лишь правила поведения. Они
устанавливаются на основе
представлений о необходимом и
целесообразном, исходя из перспектив
развития общества.
-- А если эти
перспективы ложные? Вдруг не туда
идём? Чего хочет человек? И что есть
человек? Какие нужны законы: законы
братства, любви, взаимовыручки или
закон силы, главенство своего брюха?
-- Закон -- это воля
большинства!
-- А если я оказался в
меньшинстве? И что есть благо для
человека? Что, вообще, есть благо?
Разве мы знаем? А если не знаем, то
как можем устанавливать то, в
необходимости чего сомневаемся?
-- Благо -- это
спокойствие и порядок, а законы служат
поддержанию стабильности и порядка.
-- Только вот почему-то
войны составляют бСльшую часть
истории человечества, преступность
неуклонно растёт, а о маньяках-убийцах
говорят с бСльшим интересом, нежели о
святых. Зло гораздо привлекательнее,
чем добродетель, во всяком случае, для
большинства. А ведь именно это
большинство устанавливает законы.
-- Ты отказываешь в
разумности большинству?
-- Скажем так, я
сомневаюсь. И потому предпочитаю
свободу.
-- Свобода,
независимость... -- иллюзия, чушь! Все
мы от кого-нибудь или от чего-нибудь
зависим. К тому же, человеческую
свободу необходимо ограничить, иначе
никаких свобод вообще не будет.
Свобода существует в рамках закона;
это тебе не вольность. Безграничная
свобода только вредит. Человек
страдает от свободы, ему нужен
[
на главную |
скачать полный текст |
послать свой текст
]